23.02.2012 tbu.com.ua
23 февраля 2012 г. Верховной Радой во втором чтении и в целом были приняты законопроекты Проект закона об особенностях образовании государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования и Проект закона о внесении изменений в закон Украины О железнодорожном транспорте (относительно разграничения функций государственного и хозяйственного управления отраслью). За первый законопроект проголосовало 232 народных депутата, за второй — 239. Об этом сообщает пресс-центр Укрзализныци. Согласно информации, реализация реформ будет осуществлена в три этапа. На первом этапе 2011-2012 г. планируется создать единый хозяйствующий субъект — государственное акционерное общество (АО Укрзализныця). Все дороги, а также предприятия, учреждения и организации согласно перечню, утвержденному Кабмином, войдут в состав единого хозяйствующего субъекта. На этом этапе будет обеспечено разграничение хозяйственных функций и функций государственного управления, проведено разделение по видам деятельности с отдельными бюджетами и прозрачными финансовыми потоками. Одновременно в этот период будет разработан и согласован с причастными государственными органами и общественными организациями закон О железнодорожном транспорте в новой редакции, предусматривающий роль и место создаваемого акционерного общества, порядок использования инфраструктуры, условия функционирования других участников рынка железнодорожных перевозок, их недискриминационный допуск на рынок этих услуг. После регистрации единого хозяйствующего субъекта и наработки всех нормативных и правовых актов, а также документов, регулирующих внутренние бизнес-процессы в АО Укрзализныця, начнется второй этап реформирования (2013-2015 гг.), ключевым направлениям реализации которого будут: — рыночная трансформация управления железнодорожным транспортом; — образование организационно-правовых и экономических условий для развития конкуренции; — совершенствование финансово-экономической системы и тарифной политики; — проведение эффективной социальной политики. На этом этапе планируется завершение оптимизации структуры управления отраслью, начать образование дочерних предприятий, способных работать в конкурентной среде, в таких видах деятельности: грузовые перевозки, ремонт пути, подвижного состава, изготовление запчастей, пассажирские и пригородные перевозки, начнутся работы по техническому переоснащению хозяйств, сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок. Таким образом, реализация задач и мероприятий этапов реформирования станет основой для роста операционной эффективности и оптимизации затрат железнодорожного транспорта, обеспечит увеличение объемов перевозок пассажиров и грузов, сокращение государственных субсидий в отрасль, повышение качества предоставляемых услуг. На третьем этапе (2015-2019 гг.) будет завершено вертикально-интегрированное построение управления хозяйствами области, ликвидировано перекрестное субсидирование пассажирских перевозок, продлен техническое переоснащение отрасли и развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Первый этап (2012-2013 гг.) — создание единой государственной акционерной компании и распределение функций между государством и компанией. В частности, функции регулирования и контроля отрасли будут принадлежать государству, а хозяйственные — акционерной компании. На этом этапе будет сформирован единый имущественный комплекс, введены финансово-экономические модели, которые позволят распределить финансовые потоки по видам деятельности и усовершенствуется система регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта. Все эти меры будут способствовать привлечению инвестиций и внедрению инновационной модели развития. На следующем этапе реформирования, который продлится с 2013 по 2015 гг., будут созданы вертикально интегрированные производственно-технологические системы железнодорожного транспорта, структурированные по видам деятельности. Благодаря этому, усовершенствуется тарифная политика — в конкурентных секторах тарифы будут формироваться свободно, будут функционировать частные операторские компании. В пассажирском секторе планируется создавать пригородные и региональные пассажирские компании с участием акционерного общества и местных органов исполнительной власти и других юридических лиц. Третьим этапом реформирования (2016-2019 гг.) предусмотрено: ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, образование корпоративно-зависимого хозяйственного общества в сфере пассажирских перевозок, при условии достижения безубыточности его деятельности. Относительно грузового сектора, то на рынке увеличится доля частных вагонных компаний и будут развиваться логистические комплексы.